Содружество психологов «Команда» Содружество психологов «Команда»
Rambler's Top100
О нас
Услуги
Статьи
Ссылки

www.komanda.ru :: Статьи :: Елена Шпаковская :: Влияние мотивации… :: Часть вторая

Оглавление:

1. Понятия мотивации достижения успехов и избежания неудач.

2. Поведенческие особенности людей, мотивированных на достижение успеха и избежание неудач.

3. Индивидуальные особенности поведения, направленного на достижение успехов, у женщин.

4. Пути практического решения проблемы уменьшения мотивации избегания неудач.

5. Заключение.

Список литературы.

Часть вторая

Влияние мотивации достижения успеха и избежания неудач на поведение человека (женский аспект проблемы)

2. Поведенческие особенности людей, мотивированных на достижение успеха и избежание неудач.

Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избежание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в неё включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется стойкое ожидание успеха. Берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха и уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избежание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их мысли и действия подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом — жизненным неудачником.

Согласно Х. Хекхаузену результаты исследований уровня мотивации достижения показали, что «группы с высокой потребностью в достижении отличали следующие характеристики: высокий уровень образования, высокий профессиональный уровень, раннее взросление (21 — 24 года), проживавшие в большом городе и воспитанные в полной семье» (27, с.52). Также было отмечено, что люди, мотивированные на достижение успеха, придают большее значение успехам, чем престижу, в то время как мотивированные на избежание неудач предпочитают обратное.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Люди, ориентированные на неудачи нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.

Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, так как при их решении старание и способности могут проявиться наилучшим образом, а при преобладании мотивации избежания неудачи — задачи, наиболее легкие и наиболее трудные, которые практически невыполнимы. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность задачи, интерес к ней после неудачи в её решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, — падает.

Выбор цели определяется не только когнитивными структурами, функционирующими на этапе селекции (ожидание и ценность), но и рядом других детерминант: во-первых, это изменение мотивационной значимости самой ситуации достижения (валентность ситуации), во-вторых, обобщенное чувство компетентности в ситуации достижения и, в-третьих, чувство конкретной компетентности в определенной сфере выполняемых задач (16, 1987). Значимая, отдаленная во времени цель в большей степени способна стимулировать деятельность человека с развитым мотивом достижения успеха, чем с выраженным мотивом избежания неудачи. Поскольку предвидение ситуации будущего как поражения или успеха являет собой ожидание, сопряженное с позитивными и негативными эмоциями, и переживание подобных ожиданий является либо приятным, либо неприятным, побуждающим или удерживающим, то выливается это либо в достигающее, либо избегающее поведение (27, 2001).

Согласно Х. Хекхаузену, люди, мотивированные на достижение успеха, в ситуации выбора между немедленным, но малым вознаграждением, или большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее, а люди с низкой склонностью к достижению, отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение. Также отмечено, что мотивированные на успех склонны фокусироваться на «большой цели», они также предпочитают задания, охватывающие больший период времени, требующие планирования, процесса принятия решения. Они не нуждаются в быстром достижении успеха, более того, они могут достаточно долго ждать. (27, 2001) «Ожидание успеха ведет к большей реалистичности в постановке целей, чем боязнь неудачи… Мотивированные на успех испытуемые в большей степени учитывают свои реальные возможности. Ставя те цели, которые они считают достижимыми, в отличие от мотивированных на неудачу, которые либо осторожничают, оставаясь ниже реально достижимого, либо существенно завышают их, но чисто умозрительно» (27, с.73).

Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успеха и избежания неудачи. В то время, как, стремящиеся к успеху чаще приписывают свой успех имеющимся у них способностям, избегающие неудач обращаются к анализу способностей как раз в противоположном случае. Опасающиеся неудачи свой успех скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу.

Таким образом, стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.п.), а стремящиеся к неудаче — внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избежания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются, а идут вперед.

Другой важной психологической особенностью, влияющей на достижение успехов и самооценку человека, являются требования, предъявляемые им к самому себе и его представления о самом себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей степени старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки. Люди, обладающие таким качеством личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени сложности, способны взять на себя ответственность за то, что происходит с ними и зависящими от них людьми, что соответствует выбору людей, мотивированных на достижение успеха. Как правило, такие люди обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний.

Выполнение той или иной деятельности и достижение успеха в ней, кроме наличия у человека мотивации достижения, зависит и от уровня его тревожности. Согласно Д. Аткинсону, «…в основе тенденции избегания лежит страх испытуемого перед возможной неудачей в предстоящей деятельности, и это переживание порождает определенный уровень тревожности, прямо коррелирующий с силой мотива избегания, а если испытуемый вообще склонен к тревоге, то мотив избегания является для него привычным и преобладающим над мотивом достижения» (23, стр.64).

Особенности тревожных людей, занимающихся деятельностью, направленной на достижение успехов, заключаются в следующем:

1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщение о неудаче.
2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу. (20, 1999)

При изучении особенностей, способствующих и препятствующих появлению у людей чувства когнитивной беспомощности, было выявлено, что при сильно выраженной мотивации достижения успехов и уверенности в том, что многое зависит от самого действующего лица, чувство беспомощности, его отрицательные следствия возникают реже, чем при наличии мотивации избегания неудач и неуверенности. Более всего поддаются такому чувству люди, которые слишком поспешна и неоправданно часто объясняют свои неудачи отсутствием у них необходимых способностей и имеют заниженную самооценку.(20, 1999)

Согласно М. Ш. Магомед-Эминову существуют определенные механизмы мотивации, регулирующие и контролирующие реализацию намерения, к которым относятся: рациональные стратегии, самоинструкции, эмоциональные воздействия, контроль ситуации, контроль распределения времени. При этом испытуемые с мотивом стремления к успеху используют следующие способы самоконтроля:

1) рациональную стратегию, направленную на повышение значимости практической активности — действия;
2) самоинструкции, обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации;
3) эмоциональный контроль, направленный на активацию (гнев, недовольство собой и т.п.).

Испытуемые с мотивом избегания неудачи используют иные способы самоконтроля:

1) рациональные стратегии, обесценивающие значимость общей цели;
2) Самоинструкции, обязывающие не отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации;
3)эмоциональный контроль, направленный на релаксацию ( успокоение, самоуверенность и т.п.) (16, 1987).

Е. П. Ильин пишет, что разные авторы по-разному смотрят на соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи. Одни считают (например, Д. Аткинсон), что это взаимоисключающие полюсы на шкале величин мотива достижения, и если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей, и наоборот. Другие доказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями. И действительно, имеются данные, что между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи может быть положительная корреляция. Поэтому, скорее всего, речь идет о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем, это преобладание может быть как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений. (11, 2000)

А. Адлер отмечал, что постоянство личности на протяжении жизни объясняется «стилем жизни», т.е. уникальным соединением черт, способов повеления и привычек, путей решения жизненных проблем, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. В соответствии с адлеровской типологией установок, соответствующих стилям жизни, люди, мотивированные на избегание неудач, относятся к избегающему типу и характеризуются отсутствием социального интереса и активности для решения собственных проблем, бегством от решения жизненных задач, т.е. уходят от всего, что предполагает возможность неудачи. (25, 2000)

А. Бандура считает, что люди, осознающие свою эффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем те, кто испытывают сомнения в своих возможностях. Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно ведет к хорошему результату и способствует самоуважению. Низкая самоэффективность, связанная с ожиданием провала, напротив, приводит к неудаче и снижает самоуважение. Таким образом люди, считающие себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, уделяют чрезмерное внимание своим личным недостаткам и изнуряют себя самокритикой по поводу собственной некомпетентности. Бандура говорит, что те, кто считает себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредотачиваются на том, что всё будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение. Напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике. Как замечает Бандура, те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем. (25, 2000). Прошлый опыт успеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов, по мнению А. Бандуры, является наиболее важным источником эффективности, так как успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают низкие ожидания.

Д. Роттер также полагает, что если в прошлом люди за поведение в данной ситуации получали подкрепление, они чаще всего повторяют это поведение. Однако, ожидание не всегда соответствует реальности. У некоторых людей, например, могут быть нереально высокие ожидания относительно своих успехов, вне зависимости от ситуации. А другие могут быть настолько неуверенными, что постоянно недооценивают свои шансы на успех в данной ситуации. Если мы хотим прогнозировать поведение индивида, нам следует полагаться на его собственную субъективную оценку успеха и неудачи. (25, 2000). В соответствии с концепцией плохой адаптации Роттера сочетание высокой ценности потребности и низкой свободы деятельности — это общая причина плохой адаптации. Тенденция устанавливать явно завышенные цели способствует высокой ценности потребности и ведет к неизбежной фрустрации и неудаче. У людей с плохой адаптацией также низка свобода деятельности, потому что они ошибочно полагают, что у них нет навыков или информации, необходимой для достижения их целей. Люди с плохой адаптацией часто стараются защититься от риска потерпеть неудачу или избежать его. (25, 2000).

Л. И. Анциферова описывает два типа психологических жизненных стилей, которые либо способствуют, либо препятствуют полноценному и гармоничному развитию личности: первый отличается творчеством, созидательностью, реализующейся без чрезмерных, истощающих усилий со стороны индивида. Общение с другими осуществляется легко, оно не затруднено повышенной уязвимостью, обидчивостью, боязнью критики. Такая личность не боится пересматривать, корректировать свои жизненные планы и перспективы. Оценки и мнения других воспринимаются адекватно и сопоставляются с собственными. Отсутствует двойственность чувств по отношению к окружающим. Такая личность чувствует себя ответственной за собственную жизнь, которая воспринимается индивидом как результат его свободного выбора. Многие другие психологические характеристики таких личностей выявлены Маслоу в его исследовании самоактуализирующихся личностей.

Иными, порой противоположными чертами характеризуется психологический стиль жизни, который нередко называют невротическим. Личность, живущая таким стилем, воспринимает свои планы и проекты как навязанные извне и их осуществление не воспринимается как личная необходимость. Препятствием для реализации горячо желаемых целей выступает высокая уязвимость, неумение строить отношения с окружающими. Боязнь неуспеха преобладает над желанием успеха. В своей жизнедеятельности такая личность постоянно прибегает к разным формам психологической защиты. Собственные мнения и проекты она утверждает только обесценивая мнения других людей. Постоянная психическая напряженность, неуверенность в себе препятствуют полноценному развитию личности и актуализации всех её возможностей. (3, 1978)

Исследования М. Аргайла показывают, что испытуемые, считающие себя счастливыми людьми, по сравнению с несчастливыми, имели более широкий опыт приятных взаимоотношений с другими людьми и лучше справлялись со своими обязанностями. «Они воспринимали свою деятельность как осмысленную, верили, что в работе смогут достичь поставленных целей, и находили в этом значительное удовлетворение» (5, с.170) Также в его исследованиях выяснилось, что наибольшая удовлетворенность жизнью была характерна для тех испытуемых, чьи цели были поставлены заранее и оценивались как достижимые.

К. Роджерс полагал, что поведение человека мотивировано его потребностью развиваться и улучшаться. В связи с этим, тенденцию актуализации можно охарактеризовать как «желание достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной» (25, 2000). С точки зрения К. Роджерса потребность достижения можно трактовать как одно из выражений тенденции актуализации. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала.



Вы можете воспользоваться услугой индивидуального консультирования у наших психологов

Хотите перейти от попыток к действию и от действий к результату? 6-7-го июля 2013 года в Москве вы сможете пройти наш уникальный тренинг Волшебный Пендель.

Прекрасный тренинг Вкус Жизни пройдет 19-21-го июля 2013 года в Москве.

Эл.почта: contact@komanda.ru

© 1999-2003 Команда. Использование материалов с этого сайта только с разрешения собственника.
© 2003 Дизайн С. Чернышков

Rambler's Top100 hosted by .masterhost