Психологический центр «Команда» Психологический центр «Команда»
Rambler's Top100
О нас
Услуги
Статьи
Ссылки

www.komanda.ru :: Статьи :: Наталья Крамская :: Исследование по сексологии…

Оглавление:

Вступление
Введение

I. Теоретический обзор функциональных сексуальных расстройств.
Функциональные сексуальные расстройства. Определение понятий и причины.
1.1 Нарушения эрекции
1.2 Преждевременная эякуляция
1.3 Ретардированная эякуляция или ее отсутствие
1.4 Аноргазмия и фригидность (снижение полового влечения)
1.5 Вагинизм

II. Экспериментальная часть
Методики исследования
2.1 Клиническая беседа
2.2 Сексуальная формула женщины/мужчины
2.3 Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ
2.4 Автобиография
2.5 Вербальный фрустрационный тест

Анализ результатов
Выводы
Заключение
Литература

Наталья Крамская

Cпециалист по семейной, перинатальной, детской психологии и интимным отношениям.

Первое образование медицинское, второе психологическое — Институт психологии им. Выготского РГГУ.

«Я хочу помочь людям на пути обретения счастья, радости, любви и чувствования полноты жизни»

Записаться на консультацию можно, позвонив по телефону 8 (916) 694-10-40. А также связаться с Натальей Крамской можно по электронной почте — natasha@komanda.ru

Личная страничка в сети natalja.ru

Исследование по сексологии…

Исследование взаимосвязи ситуативных и конституционально-личностных факторов в формировании функциональных сексуальных расстройств у лиц с повышенной степенью социальной ответственности


II. Экспериментальная часть

Методики исследования

Для проверки нашей гипотезы мы провели исследование, направленное на оценку состояния сексуальной сферы личности и поиск причин обнаруженных расстройств.

Наше исследование состояло из нескольких этапов:

Работа с испытуемым, направленная на выяснение особенностей его жизнедеятельности методом клинической беседы.

Работа, направленная на диагностику состояния сексуальной сферы с помощью анкеты «Сексуальная формула женщины» и «Сексуальная формула мужчины».

Работа, направленная на исследование индивидуально-личностных свойств с использованием стандартизованного многофакторного метода исследования личности СМИЛ.

Работа, направленная на выявление уровня актуального стресса посредством вербального фрустрационного теста.

Работа, направленная на определение устойчивости гендерной роли с помощью анкеты, разработанной психологами и психиатрами Центра репродукции семьи для лиц, желающих сменить пол с помощью хирургической операции.

Процедура обследования проводилась в спокойной обстановке, позволяющей испытуемому сосредоточиться.

Ниже мы постараемся последовательно описать методики, использованные на каждом этапе нашего исследования.

2.1 Клиническая беседа

Целью беседы было выяснение особенностей жизнедеятельности испытуемого. Нас интересовало следующее. Его:

1. Социальный статус:

— область деятельности 
— занимаемая должность
— количество подчиненных
— уровень доходов

 2. Семейное положение и особенности взаимодействия в семье, если таковая имеется:

— условия проживания
— наличие детей 
— удовлетворенность семейной жизнью в целом 
— наличие внебрачных связей и их причины 
— удовлетворенность сексуальными отношениями 

2.2 Сексуальная формула женщины /мужчины

Следующей использованной методикой обследования была СФМ и СФЖ, созданная Всесоюзным научно-методическим центром по вопросам сексопатологии под руководством Г. С. Васильченко. Методика позволяет оценить состояние сексуальной сферы личности на данный момент, и в динамике проводимой психотерапии.

Результаты опросника СФМ/Ж оценивались по 4-х бальной шкале, где оценка в 0-2 балла означает снижение показателей, 3 балла — норму, 4 балла — повышение показателей.

2.3 Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ

Методику CMИЛ по ее значимости и эффективности по праву можно назвать «тяжелой артиллерией» психодиагностики. И не потому, что некоторые специалисты, мало знакомые с методикой, считают ее громоздкой и трудоемкой: на самом деле это около часа работы самого обследуемого (при этом психолог может даже не присутствовать) и 10 минут на обсчет данных. Главное, что после этого психолог получает многосторонний портрет человека, включающий богатый спектр таких структурных компонентов личности, как: мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму, а также количественные и качественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств. При этом большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличиванию имеющихся проблем или к их сглаживанию.

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста MMPI, созданного в 1942-1949гг. в целях профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны. Авторы — американские психологи И. Маккинли и С. Хатуэй. Это квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который, благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых данных от субъективности и опыта экспериментатора (при этом имеется в виду обсчет, а не сама интерпретация, корректность которой тем выше, чем лучше обучен и более опытен психолог). Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности этой методики в разных странах мира. В последние годы формализованная база методики способствовала разработке на ее основе компьютерных программ, позволяющих не только обсчитывать результаты и вычерчивать профиль личности, но и интерпретировать полученные данные с большей объективностью и полнотой, чем это может сделать начинающий психолог.

Создавая этот тест, его авторы опирались, с одной стороны, на строгий квантифицированный подход, обеспечивающий надежность и статистическую достоверность данных; с другой — на свое толкование показателей методики, которое они привязали к клинической классификации Крепеллина. Это значит, что при интерпретации конкретные данные обследуемого лица сравнивались с нормативными данными по параметрам, соответствующим ведущим симптомам в рамках той или иной нозологии. Другими словами, особенности каждого испытуемого определялись степенью выраженности тех или иных свойств, которые в их максимальном выражении соответствовали определенным клиническим симптомам. Каждая из шкал методики показывает, насколько выражены у данного индивида депрессия, ипохондричность, психопатические черты, мужественность-женственность, паранойяльность, психастения, шизотимные проявления, маниакальность, социальная интроверсия. Эти клинические по своей сути определения и были приданы как названия соответствующим шкалам, измеряемым методикой. Такой принцип построения психологических методик часто используется психологами, которые представляют себе личностные особенности нормы как «разбавленную» патологию. При этом имеется в виду следующее: все то, что у психически здорового человека уравновешено и сглажено, у больного проявляется в виде гротеска — резко и обнаженно. Время показало условность нозологических границ, интерпретационный подход авторов MMPI оказался устаревшим и попросту не соответствующим реальности. Да и упрощенное отношение к норме (к понятию нормальной личности) также изменилось. Поэтому интерпретация данных модифицированного и рестандартизированного теста MMPI — методики СМИЛ — представляет собой новый, гораздо более дифференцированный подход, базирующийся на иной концептуальной и методологической основе. Связано это с тем, что в процессе работы с методикой обнаружились ее некоторые слабые места.

Во-первых, формализованный подход в оценке психологических феноменов, на первый взгляд выглядящий как достоинство методики, на практике иногда проявляется парадоксально: нарастание баллов по шкалам означает лишь более выраженную реакцию индивида на наличие (реальных или субъективно воображаемых) психологических проблем, но не всегда является отражением клинической тяжести состояния, особенно при давности болезненного процесса. У сохранной личности в рамках ситуативных, психогенно обусловленных расстройств высота профиля действительно отражает степень дезадаптации. Здесь мы можем встретить и «плавающий» профиль — признак выраженного стресса, когда задействованы все защитные и компенсаторные функции психики, — и высоко расположенный пикообразный или пилообразный профиль. Но такого рода профили могут встретиться и при психических расстройствах эндогенного происхождения как показатель стресса, чаще всего, в начале заболевания. Однако опыт показывает, что динамическое (лонгитюдное, повторное) исследование и дополнительные экспериментально-психологические пробы позволяют отдифференцировать пограничные, личностные расстройства от эндогенного заболевания. Патология серьезного психиатрического регистра проявляется высокими пиками в профиле MMPI лишь тогда, когда мы имеем дело с достаточно эмоционально сохранной, остро реагирующей личностью.

Если при психическом заболевании личность изменяется в сторону снижения эмоциональных реакций, уплощения, оскудения личности с нарастанием интеллектуальной неполноценности, отсутствия критики, с искажением внутренней картины «Я», то при очевидной патологии поведения, высказываний больного, при давности патологического процесса, наличии длительного катамнеза заболевания мы можем получить невысокий, близкий к нормативному разбросу профиль. Так может случиться, когда в силу личностных изменений больной не способен объективно оценить свое состояние и личностные свойства, не критичен в оценке самого себя и сложившейся ситуации. В этой ситуации профиль показывает отсутствие яркой эмоциональной реакции на объективную реальность и не отражает степень дезадаптированности. По сути дела, мы здесь наблюдаем проявление защитных функций человеческой психики: эмоциональное перенапряжение сменяется в конце концов «тупостью», приглушенностью реакций. Безусловно, сама история болезни, клиническая картина и дополнительные психологические исследования не дадут специалисту впасть в ошибку, несмотря на кажущееся «спокойствие» профиля MMPI, отражающего всего лишь неадекватность реакций больного и неоправданное благодушие. Поэтому следует помнить, что количественные показатели методики не являются абсолютом: они должны рассматриваться в обобщенной совокупности данных об изучаемом человеке.

Во-вторых, жесткие рамки крепеллиновской нозологической схемы, на которой Маккинли и Хатэуэй базировали свою интерпретацию, оказались слишком узкими для реальной картины клинического многообразия психических расстройств с их многочисленными атипичными и переходными формами. Дебют заболевания, как правило, проявляющийся на почве эмоционально и интеллектуально сохранной личности, отражается высокими пиками профиля СМИЛ; картина психологического паттерна у больных-хроников — сглаженная, но сам по себе ведущий пик по той или иной шкале не является строго диагностическим. Пеструю картину психопатий не исчерпывает шкала «Психопатия». Сами авторы методики признают, что только в 60% случаев 8-я шкала (шкала «Шизофрения») в качестве одной из трех ведущих в профиле шкал выявляет шизофрению, что сводит ее диагностическую роль лишь к 20% надежности. При этом она часто встречается в профилях наркоманов, алкоголиков, больных с органическим поражением головного мозга, а также — в рамках нормативного разброса — у оригинально мыслящих лиц с выраженной индивидуальностью. Высокие показатели 5-й шкалы (нацеленной на выявление гомосексуальных тенденций) чаще отражают проблему феминизации и эстетической ориентированности у мужчин, а у женщин выявляют деловую активность и подчеркнутое стремление к эмансипации; шкала «Ипохондрия» в группе нормы в большинстве случаев обнаруживает набор свойств, характерных для осторожных и гиперсоциальных личностей; при этом болезненная сосредоточенность на своем самочувствии может отсутствовать.

В-третьих, в обозримой литературе психологическая (индивидуально-личностная) интерпретация профилей ММРI крайне бедна и опирается лишь на эмпирические данные. Концептуальный личностный подход при этом полностью отсутствует. В то же время, методика все чаще применяется в целях изучения различных групп населения, относящихся к норме. И не только в медико-профилактических целях, но и в кадровом отборе, в процессе обучения, в профориентации, при комплектовании спортивных команд, рейсовых экипажей и пр. При этом выяснилось, что понятие нормальной личности перестало быть безликим усреднением, статистически нормативной единицей. То, что представляет собой статистически усредненную норму, в конкретном случае выглядит как отсутствие индивидуальности, характер, который в быту называют «пирожок ни с чем». Это вполне приспособленные к жизни люди, ничем не интересные и не имеющие никаких проблем. Они, как эхо, отражают наиболее расхожие социальные веяния и тенденции, всё делают, «как все», чрезвычайно конформны и не имеют собственного мнения. Им не нужны советы психолога, индивидуализированная профессиональная или семейная консультация, так как у них нет психологических проблем.

Интерес с любой точки зрения представляют люди с очерченным характером: проблемы у них тесно связаны с индивидуально-личностными особенностями, чем и обусловливается необходимость личностно-ориентированного подхода, идет ли речь об учебном процессе, кадровом и профессиональном отборе, семейном консультировании и пр. Черты характера, т. е. особенности, развивающиеся в процессе взаимодействия врожденных индивидуально-типологических свойств с ближайшим социальным окружением, отражаются в методике разнообразными профилями с достаточно большим разбросом показателей по разным шкалам в пределах «нормативного коридора». Однако «коридор нормы» вполне широк, а верхняя его граница сближает то, что мы называем характером нормальной личности, с акцентуированной личностью, в профиле которой некоторые шкалы завышены и выявляют трудно компенсируемые черты, затрудняющие адаптацию человека в сложных условиях. Опыт показывает, что акцентуированные личности с довольно высокими пиками в профиле СМИЛ проявляют себя весьма успешно на ниве любимой ими профессиональной деятельности, а также в сфере социальной активности, адекватной их интересам и требованиям. Мало того, именно они, акцентуанты, самореализуются таким образом, что привлекают к себе интерес окружающих и оказываются в центре важных событий. Особенно ярко проявляются гипертимные, стеничные, самобытные личности. Их деятельность может выглядеть и как незаурядность с положительным знаком, и как нонконформизм негативного, разрушительного свойства. Если способности и активность акцентуанта направлены в социально полезное русло, то такой человек вызывает у окружающих уважение или даже восхищение, в противном случае — порицание, ужас или пренебрежение, т. е. они никого не оставляют равнодушным. Поэтому в поле зрения психолога чаще всего попадают акцентуанты, которых еще автор этого термина, К. Леонгард, считал «далеко не худшей половиной человечества». Если не принимать во внимание это подтверждающееся самой жизнью явление, то высокий профиль данной методики может послужить поводом для отсева (к примеру — кадрового) данного человека, а отобранные кандидатуры со статистически нормативными профилями попадут в группу перспективных, психически устойчивых, рекомендуемых для той или иной деятельности лиц. Однако позже может оказаться так, что эти абсолютно нормальные люди ни пороху не выдумают, ни творчески себя никак не проявят, потому что у них «психология обывателя» и все, что выходит за пределы прагматичной полезности (что не «для себя»), их не интересует.

Вслед за догадками ученых (К. Леонгард, Ю. Домбровский), основанными лишь на наблюдениях, экспериментальные психодиагностические исследования показали, что, действительно, у личностей внутренне недостаточно конгруэнтных, с определенными трудностями социально-психологической адаптации, в силу защитных механизмов развиваются те компенсаторные черты, которые не только помогают преодолеть чувство недовольства собой и другие негативные эмоции, но и способствуют большей сосредоточенности и целенаправленности мотивационной сферы. Известный историк Л. Н. Гумилев утверждал, что в истории народов мира ведущую роль всегда играли пассионарные личности, т. е. те личности, активность которых направлена на нечто большее, чем необходимо для выживания и удовлетворения собственных потребностей.

Психологу, пытающемуся понять сущность того или иного личностного профиля, следует иметь в виду, что профиль СМИЛ не только обнаруживает личностные особенности и проблемы человека, но и подсказывает наиболее адекватный индивидуально-ориентированный путь подхода к нему в целях оказания социально-психологической помощи или умелого использования свойств и способностей данного человека в контексте общественной, профессиональной активности, в плане его сосуществования с семейным или производственным окружением. Приходилось встречать такие личностные профили, которые по своему рисунку и высоте шкал напрашивались на суровый психиатрический диагноз. Однако благодаря интуитивно найденной ими самими или специально рекомендованной психологами благоприятной социальной нише и близкой им по душе профессиональной занятости эти лица не только обходились без психиатрической помощи, но и проявлялись как незаурядные личности. Такие находки нередки среди художников, скульпторов, музыкантов, артистов, поэтов, писателей, а также ученых, воинов, правителей, спортсменов, изобретателей и др. По-видимому, для того чтобы совершить нечто из ряда вон выходящее, и сам человек должен быть чем-то не помещающимся в рамки обыденного.

Вопреки высказываниям отдельных психологов о том, что психодиагностика наклеивает психиатрические ярлыки здоровым людям, необходимо подчеркнуть следующее: многолетний опыт (30 лет) и многочисленные наблюдения (свыше 10 000) показывают, что так называемый «коридор психической нормы» представляет собой не унылую однообразность, а целую галерею различных характеров, отражающихся в профилях СМИЛ разными сочетаниями показателей базисных шкал. Акцентуированные или резко усиленные (до психопатического уровня) черты характера, демонстрируемые повышенными показателями отдельных шкал методики, не являются единственной мерой социальной адекватности человека. Важно, чтобы учитывалось также и наличие тех личностных свойств, которые выявляют противостоящие, компенсирующие характеристики, способствующие усилению самоконтроля, формированию адекватной самооценки и самопонимания у данной личности. При этом в рамках целостного подхода к изучению личности, безусловно, следует принимать во внимание иерархию ценностей и интеллектуальный уровень обследуемого лица. Профиль СМИЛ — это лишь паттерн (контур, канва) индивидуально-личностной основы, по которой перипетии судьбы могут начертать свой рисунок. Поэтому в каждом конкретном случае следует принимать во внимание и биографию человека, и его образование, и послужной список, и влияющее на него окружение.

В любом случае, норма — это не отсутствие выраженных психологических характеристик, а их наличие, но наличие сбалансированное. Это значит, что человек, относимый к норме, в разных ситуациях проявляется (в силу адаптивных свойств личности) по-разному: он может быть общительным среди более близких и знакомых ему людей, но может испытывать потребность в уединении, когда ему нужно выполнить работу, требующую внимания, или когда ему досаждает присутствие неинтересных, назойливых, слишком шумных людей. Такой человек может активно отстаивать свои взгляды и соображения в окружении компетентных и доброжелательно настроенных специалистов, но он же может отступить, закрыться и не делиться своим мнением, если аудитория некомпетентна или настроена к нему враждебно. То же — в отношении гибкости и ригидности, активности и пассивности, ранимости и устойчивости и т. д. Человек нормы обладает одновременно разными противоположно направленными качествами, которые, будучи умеренно выраженными, проявляются адекватно ситуации и уравновешивают друг друга, что и создает общую картину эмоциональной устойчивости, гармоничности.

Разработанный американскими психологами тест MMPI до сих пор в основном применяется в Америке как дифференциально-диагностический метод. Психологическая интерпретация, приводимая в практическом руководстве Дальстрома-Уэлша, а также в других публикациях, лаконична и несколько примитивна. Она не дает целостного личностного портрета, ограничиваясь перечислением 2-3 наиболее выраженных черт характера, не учитывая значимость сопутствующих повышений и низких показателей других шкал. Усовершенствованный вариант MMPI — тест СМИЛ, — напротив, в первую очередь нацелен на изучение личности и опирается на авторский концептуальный подход и индивидуально-личностную типологию. Многолетний опыт применения методики показал, что она не только обрисовывает патологически заостренные или измененные болезненным процессом индивидуальные особенности больного: она раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойств личности нормального человека, что способствует дифференцированному к нему подходу в процессе обучения, профессионального самоопределения, социальной адаптации. Особенно эффективно использование теста СМИЛ в целях индивидуализированной психологической коррекции состояний нервного срыва, вызванного той или иной критической ситуацией.

Многолетний опыт изучения личностных свойств в разных профессиональных группах показал, что данные методики СМИЛ могут оказать значительную помощь при выявлении устойчивых профессионально важных личностных свойств. В работе практического психолога данные СМИЛ позволяют понять причины некоторых поворотов в судьбе конкретного человека, напрямую связанных с его индивидуально-личностными особенностями, характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации. В работе социологов на основании данных СМИЛ, полученных в результате анализа усредненных результатов групповых, популяционных и других масштабных исследований, возможности методики позволяют с высокой надежностью прогнозировать пути, по которым может реализоваться эмоциональная напряженность людских масс разных этнических групп и целых регионов страны, а также дает представление о национальных особенностях. А это проблема уже не отдельных судеб, а судьбы народа или государства.

Кроме того, методика уже получила широкое распространение среди психологов, социологов, педагогов и врачей, занимающихся семейным консультированием, изучением кадровых резервов, психологической совместимости, проблемой менеджмента, спортивной психологии, в юриспруденции, в армии, в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в центрах занятости населения, в сфере общего и высшего образования. Психологи и врачи, занятые вопросами суицидологии, психотерапии, алкоголизма, психосоматики, судебной психолого-психиатрической экспертизы и дифференциальной диагностики, используют тест СМИЛ в большей степени для выявления изменений, признаков регресса, социально-психологической дезадаптации личности больного, чем для констатации психиатрического диагноза, хотя, в конечном итоге, именно выявленные изменения личности и способствуют уточнению диагноза.

Адаптация и рестандартизация MMPI в отечественных условиях проводилась автором, Л. Н. Собчик, в течение 1968-1984 гг. Большая работа проведена по переводу и адаптации текста утверждений. Значимость некоторых из них имеет выраженные отличия, зависящие от культурно-этнических особенностей популяции. Изучалась также частотность нормативных ответов в сравнительном анализе американских и российских данных. Все это было принято во внимание при формировании окончательного варианта СМИЛ. После всех изменений результаты обследования более тысячи лиц, представленных в виде равноценно подобранных групп по полу и возрасту, по образовательному уровню и виду профессиональной занятости, были введены в компьютер. Статистическая обработка данных и сравнительный анализ результатов психодиагностического исследования с данными объективного наблюдения (подчас — многолетнего) подтвердили надежность методики и широкий спектр ее возможностей, особенно в сфере изучения индивидуально-личностных свойств.

Методика представляет собой книжечку-буклет, содержащую 566 вопросов-утверждений. Если ответы получены на все 566 вопросов-утверждений (полный вариант), то в результате выявляется профиль СМИЛ, который дает при интерпретации портрет личности и показатели почти 200 дополнительных шкал, играющих уточняющую и второстепенную роль. Сокращенный вариант содержит 398 вопросов-утверждений. Он позволяет получить личностный портрет по базисным шкалам, но не дает информации по дополнительным шкалам. Почему в опроснике приводятся не вопросы, а вопросы-утверждения? Потому что человек более искренно отвечает на интересующие психолога вопросы, если они звучат в форме утверждения. В такой ситуации человек чувствует себя как бы наедине с самим собой, анализирующим свое «Я», и это способствует большей откровенности, нежели вопросительная форма, звучащая как допрос. Ответы обследуемого заносятся в клеточки регистрационного листа. Если испытуемый согласен с утверждением и отвечает на определенный пункт опросника «Верно», он ставит крестик над соответствующим утверждению номером; если же он отвечает «Неверно», то ставит крестик ниже номера утверждения в соответствующей клеточке регистрационного листа. Ответ «Не знаю» регистрируется как кружочек, обведенный вокруг соответствующего номера.

Утверждения носят разный характер, в зависимости от того, какая сфера человеческих проблем ими освещается. Большинство из них направлено на выявление черт характера, на стиль общения с окружающими. Утверждения касаются субъективных пристрастий обследуемого человека, его взглядов на разные жизненные ценности. Они также выявляют особенности эмоциональных реакций, фон настроения, оценку собственного самочувствия, ряда конкретных физиологических функций и пр. Важна не сама сентенция утверждения. Это всего лишь стандартный набор моделируемых экспериментом ситуаций, на которые разные люди реагируют по-разному. Важна сама избирательность ответов, обрисовывающая индивидуально-личностные свойства конкретного человека. Суммируя информацию по значимым ответам, формализованная процедура обсчета выявляет степень совпадения или отклонения ответов конкретного индивида от статистически вычисленной усредненной нормы. В дальнейшем «ручейки» значений отдельных шкал собираются в то «море» информации, которое дает целостный профиль.

Перевод текста опросника проводился с помощью квалифицированных филологов, хорошо знающих тонкости словоупотреблений и построения фраз, идиоматических выражений и афоризмов как в английском (американском), так и в русском языке. Совершенствование перевода проводилось 9(!) раз после очередных апробаций теста на различных контингентах отечественной популяции. Частота нормативных ответов американцев, приведенная в Handbook of MMPI, сравнивалась с результатами ответов репрезентативной группы, состоявшей из 940 россиян, для которых русский язык тот, на котором они не только говорят, но и думают. Группа включала в себя 560 мужчин и 380 женщин. Была соблюдена равномерность в выборе возрастных групп (от 16 до 70 лет) и по типу профессиональной деятельности: «технари» и «гуманитарии», «физики» и «лирики», спортсмены и артисты, люди физического и умственного труда были представлены поровну. Реадаптация методики сводилась в основном не столько к точности перевода, сколько к адекватности пунктов опросника в отношении искомых психологических феноменов, на выявление которых направлены утверждения методики. При этом некоторые утверждения были изменены в связи с особенностями отечественной популяции и иного стиля жизни в нашей стране по сравнению с Америкой. В частности, это касается отношения к религии, расхожих выражений, сленга, идиом. Кроме того, в модифицированном варианте из опросника выделены 26 утверждений, которые оказались балластными: они не только вводили в заблуждение и шокировали обследуемых, но и провоцировали неадекватные ответы. В основном, это утверждения, «работающие» на шкалу достоверности F и 8-ю — шкалу шизофрении. Так, утверждение «Я часто вижу людей, животных и другие предметы, которых не видят другие окружающие меня люди» провоцировало ответ «Верно» у тех, кто по роду деятельности (например, спортсмены) много ездят по разным странам, в то время как утверждение нацелено на выявление нарушений восприятия.

Основное направление реадаптации методики было связано с качественным доведением психологической значимости пунктов опросника таким образом, чтобы коридор нормы и пики отклонений были адекватны основным требованиям теста MMPI. Рестандартизация показала, что строгий выбор группы нормы позволил сохранить на профильном листе рамки разработанного ранее нормативного разброса.

Интерпретация профилей СМИЛ базируется на разработанной автором данного руководства теории ведущих тенденций и лежащей в ее основе типологии индивидуально-личностных свойств. Согласно этой теории личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального факторов. Генетически унаследованные качества являются основой темперамента. Характер человека формируется в процессе взаимодействия врожденных, базисных свойств с влияющими факторами окружающей среды. В сложной структуре характерологических свойств основными являются параллельно развивающиеся и взаимно влияющие друг на друга такие подструктуры, как эмоции, мотивация, особенности интеллектуальной сферы и стиль межличностного поведения. Формирование личности не является пассивным процессом интериоризации (усвоения) культурно-исторического опыта социума. Иначе личность представляла бы собой лишь социально желательную модель поведения, лишенную индивидуальности. Ведущие индивидуально-типологические тенденции пронизывают все уровни целостной личности и проявляются на всех уровнях ее развития. Именно этим обусловлена индивидуальная избирательность человека в выборе профессиональной деятельности, сферы интересов, круга общения и вида социальной активности. Личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются, уходя корнями в генетически переданные индивидные свойства. Изучая базисную структуру, мы исследуем тот фундамент, который предшествует формированию более высоких уровней личности. Своевременно распознанные базисные свойства личности в качестве судьбореализующих тенденций дают человеку шанс стать вершителем собственной судьбы. Помочь ему в этом может компетентный психолог.

Лежащая в основе теории ведущих тенденций типология не противоречит воззрениям многих отечественных и зарубежных психологов; она лишь более строго упорядочивает их. В первую очередь, она делит людей по их реакции на внешние воздействия таким образом:

1) реакция, силы которой направлены вовне (наступательность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окружающих, наиболее резкий способ реагирования — агрессия в отношении других);

2) реакция, преимущественно направленная на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования — суицид, аутоагрессия).

Далее, типология конституционально заданных свойств, продолжаясь благодаря ведущим тенденциям в психологических особенностях, может быть представлена следующими ортогональными признаками: интроверсия — экстраверсия, тревожность — агрессивность, ригидность — лабильность, сенситивность — спонтанность. Таким образом, типология индивидуальности базируется на восьми основных тенденциях, производными которых являются разные варианты социального поведения как результат сочетания двух соседствующих на схеме индивидуально-личностных тенденций. Кроме того, как показал опыт многолетних исследований, индивидуально-типологический паттерн позволяет также судить о преобладающем стиле интеллектуальной деятельности.

Показатели профиля СМИЛ сопоставимы с ведущими тенденциями и выявляют их как по врозь, так и в их разнообразном сочетании, обрисовывая целостный портрет личности.

Опросники в модифицированном виде делятся на мужской, женский и подростковый варианты, которые отличаются лишь формой изложения некоторых утверждений. Ключи, с помощью которых подсчитываются сырые баллы по каждой шкале, коррекция сырых показателей для формирования профиля личности в стандартных показателях Т, а также интерпретационная схема идентичны для всех вариантов опросника, кроме некоторой разницы в обработке данных по 5-й шкале в мужском и женском профилях и тех аспектов интерпретации, которые связаны с возрастными особенностями.

Процедура обследования должна проводиться в спокойной обстановке, позволяющей испытуемому сосредоточиться. В то же время нужно его иногда поторапливать, не давать ему возможности для длительных раздумий — важна первая непосредственная реакция. Если испытуемый просит разъяснений, то они должны даваться лишь в отношении отдельных слов. Смысл утверждений толковать не следует, так как каждый должен понимать их по-своему. Нужно лишь дать понять, что отрицание или согласие с утверждением не могут расцениваться ни как положительный, ни как отрицательны и момент в оценке их личностных качеств. Человек не должен испытывать опасений, что обследование каким-то образом может навредить ему. Поэтому нужно подчеркнуть, что данное обследование необходимо для более дифференцированного (индивидуализированного) подхода в учебном процессе или в профессиональной деятельности, а также для выбора наиболее эффективного медикаментозного лечения или психотерапевтического воздействия и пр. Стоит подчеркнуть, что исследование направлено не на выявление социальных аспектов поведения человека, а больше касается его темперамента, свойств нервной системы. В некоторых обстоятельствах следует сказать, что данное обследование принято проводить всем, таков порядок. Высказывания о том, что вопросы повторяются, что многие из них — глупые, нередко связаны с защитными тенденциями, с нежеланием откровенничать с чужими людьми. С одной стороны, такая реакция может быть результатом императивного поведения психолога, отсутствием необходимой предварительной работы с обследуемым контингентом. С другой стороны, здесь возможен такой комментарий: «Да, это так и должно быть! Повторы предусмотрены, чтобы проверить вашу внимательность и избежать небрежности при заполнении регистрационного листа».

Перед обследованием испытуемый должен изучить приведенную ниже инструкцию.

«Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них, не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна — первая непосредственная реакция. Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его все целиком как верное или неверное по отношению к Вам. Если Ваш ответ — «Верно», поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим утверждению номером.

Если Ваш ответ — «Неверно», поставьте крестик под соответствующим номером.

Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями: например, «У меня никогда не было припадков с судорогами». Если не было, то Ваш ответ — «Верно», и наоборот, если это с Вами было, то Ваш ответ — «Неверно».

Некоторые утверждения в опроснике звучат так: «Обведите номер данного утверждения кружочком». В этом случае в регистрационном листе номер, соответствующий этому утверждению, следует обвести кружочком (это — для проверки Вашей внимательности).

Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в Вашем ответе на то, что предположительно больше свойственно Вам. Если утверждение верно по отношению к Вам в одних ситуациях и неверно в других, остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Лишь в крайнем случае, если утверждение к Вам вообще не подходит, Вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружочком, что равноценно ответу «Не знаю». Однако избыток кружочков в регистрационном листе приведет к недостоверности результатов.

Старайтесь отвечать искренно, иначе Ваши ответы будут распознаны как недостоверные и опрос придется повторить. Отвечая на разные пункты опросника, попытайтесь понять — «Какой (какая) я на самом деле?». Тогда полученные данные могут быть использованы с положительным эффектом для Вас. Результаты обследования не направлены на оценку Вашей личности с точки зрения «плохой» Вы человек или «хороший»: выявляются лишь особенности Вашего темперамента и Ваши профессионально важные качества.

Отвечая даже на достаточно интимные вопросы, не смущайтесь, так как Ваши ответы никто не станет читать и анализировать: вся обработка данных ведется автоматически. Экспериментатор не имеет доступа к конкретным ответам, получая результаты лишь в виде обобщенных показателей, которые могут оказаться интересными и полезными для Вас.

На вопросы об анкетных данных отвечайте в произвольной или даже анонимной форме по предварительной договоренности с обследующим Вас психологом.»

Обработка результатов опроса производится путем последовательного наложения ключей, каждый из которых соответствует той или иной шкале профиля (или дополнительной шкале). Ключи делаются из профильного листа, на котором выделены значимые ответы, подлежащие обсчету. При этом вырезаются соответствующие «окошки» — выше номера, если значимый ответ «Верно», ниже номера, если ответ «Неверно»; каждый ключ последовательно накладывается на заполненный профильный лист и просвечивающие через вырезанные окошечки крестики, проставленные испытуемым, подсчитываются. В дальнейшем эти результаты называются сырыми баллами. Шкал профиля — тринадцать: 3 шкалы достоверности и 10 базисных шкал. После коррекции сырых баллов определенными долями шкалы коррекции К получаются стандартные баллы Т.

В связи с реадаптацией методики и расширением сферы ее применения, большинству базисных шкал методики даны новые названия, соответствующие их психологической сущности, соответственно: 1-я шкала — шкала невротического сверхконтроля, 2-я — пессимистичности, 3-я — эмоциональной лабильности, 4-я — импульсивности, 6-я — ригидности, 7-я — тревожности, 8-я — индивидуалистичности, 9-я — оптимистичности. Не изменились названия двух шкал: 5-й — шкала «мужественности-женственности» и 0-й — шкала социальной интроверсии. Что касается почти двухсот дополнительных шкал, не входящих в построение личностного профиля, то после рестандартизации их названия не менялись. Эти шкалы, по сравнению со шкалами базового профиля, намного проще интерпретируются, в основном их суть отражает само название каждой шкалы. Они разрабатывались разными авторами в связи с разными прикладными проблемами и могут использоваться в дополнение к шкалам базового профиля. Что касается базисных шкал, то они формируют целостный личностный профиль, отражающий портрет личности во всей его сложности и разнообразии. Что касается дополнительных шкал, то каждая из них лишь добавляет к этому портрету какое-либо определенное качество, которое, преломляясь через личностный образ, может приобретать то или иное звучание. Ряд дополнительных шкал направлен на уточнение того, насколько связаны с отклонением от нормы некоторые показатели, свидетельствующие об эмоциональном напряжении. Они помогают разобраться в сложной проблеме: являются ли обнаруженные отклонения признаком выраженного стресса или психической патологии.

Профиль СМИЛ — это та ломаная линия, которая соединяет между собой количественные показатели десяти базисных шкал. Сырые баллы по каждой шкале представляют собой сумму крестиков, подсчитанных при наложении ключа на заполненный обследуемым лицом регистрационный лист. Для каждой шкалы профиля СМИЛ предусмотрен свой ключ. Показатель каждой шкалы оценивается суммой значимых (учитываемых) ответов, отражающих не только согласие (ответ «Верно» — крестик над номером утверждения в регистрационном листе), но и отрицание (ответ «Неверно» — крестик под номером утверждения в соответствующей клеточке регистрационного листа).

Подсчет сырых баллов по каждому ключу (т. е. шкале) необходимо проводить очень тщательно, повторяя подсчет до двух совпадающих результатов. Для этого необходимо, чтобы масштабы регистрационного листа и ключей были абсолютно тождественными. При наложении ключа на регистрационный лист рамка, абрис и цифры должны полностью совпадать. Неправильный подсчет баллов приведет к тому, что вся последующая интерпретация окажется искаженной или совершенно неправильной. Полученные сырые баллы проставляются на первой строке ниже рамки профильного листа. К показателям десяти базисных шкал профиля примыкает на первом плане (слева) профиль шкал достоверности. Шкала «?» показывает, сколько утверждений опросника попали в категорию ответов «Не знаю». Шкала L — шкала лжи — показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования. Шкала F — шкала достоверности — показывает уровень надежности полученных данных в зависимости от откровенности обследуемого и его готовности к сотрудничеству. Шкала К — шкала коррекции — выявляет степень искажения профиля, связанного как с закрытостью испытуемого, так и с влиянием неосознанного защитного механизма вытеснения из психики информации, травмирующей, разрушающей позитивный образ «Я». В зависимости от показателей шкал достоверности базисный профиль признается достоверным или недостоверным, а его особенности рассматриваются через призму установок испытуемого по отношению к процедуре обследования.

Чтобы избежать влияния механизма вытеснения на профиль, следует прибавить 0,5 от суммы сырых баллов (с. б.) показателя шкалы К к с. б. 1-й шкалы, затем прибавить 0,4 величины с. б. шкалы К к с. б. 4-й шкалы, по целому (1,0) К — вся сумма с. б. шкалы К — прибавляется к с. б. 7-й и 8-й шкал, и, наконец, 0,2 с. б. шкалы К прибавляется к с. б. 9-й шкалы. Для того чтобы указанные доли «К» не отличались у разных исследователей при математическом округлении, справа от профильного пространства расположена таблица округленных показателей 0,4, 0,5 и 0,2 для любых величин с. б. шкалы К. Эти показатели записываются на дополнительных строках под сырыми баллами соответствующих шкал (1-, 4-, 7-, 8- и 9-й) и суммируются с ними, после чего на нижней строке выводятся окончательные (скорригированные) сырые баллы по всем шкалам. Затем окончательные сырые баллы выводятся по вертикальным градациям разных шкал соответственно их обозначению (?, L, F, К) или номеру (от 1-й до 0-й). Сырые баллы по каждой шкале проставляются — в виде жирной точки или звездочки — на графике профильного листа и соединяются между собой ломаной линией: шкалы достоверности отдельно, базисные шкалы — отдельно.

В связи с тем, что количество значимых ответов (крестиков) по каждой шкале не одинаково и их статистическая значимость (цена, стоимость) также не эквивалентна, сравнение показателей по разным шкалам возможно лишь при сведении сырых баллов к обобщенной, стандартизированной единице. В качестве такой единицы в данной методике выступают стэны, каждый из которых содержит 10Т баллов и равняется среднеквадратичному отклонению от среднестатистической нормативной линии, представляющей собой на профильном листе 50Т. Это эмпирически выявленная усредненная норма. Отклонение в пределах 2 среднеквадратичных отклонений (σ) — 20Т — как вверх, до 70Т, так и вниз, до 30Т, условно определено как разброс в рамках нормативного коридора. Показатели выше 70Т и ниже 30Т расцениваются как отклонение от нормы. Данные в Т-баллах показаны как на правой, так и на левой боковой линии рамки профильного листа и определяются проведенными по горизонтали линиями на расстоянии друг от друга в 10Т баллов. Для более точного определения Т-балла по каждой шкале следует провести горизонтальную линию (или приложить линейку) от сырого балла к шкале Т. Показатели Т-баллов для любого сырого балла по каждой конкретной шкале были рассчитаны заранее по формуле:

Т=50+

10(Х-М)


σ

где 50 — это линия «нормы», от которой ведется отсчет показателей как вверх (повышение), так и вниз (понижение); X — это полученный итоговый сырой результат по определенной шкале; М — эмпирически выявленная медиана, то есть средненормативный показатель по данной шкале; σ — величина среднеквадратичного отклонения от нормы, обнаруженная в процессе стандартизации. Для базисных шкал все эти данные уже учтены и соотнесены с Т-баллами на профильном листе. Для дополнительных шкал показатели Т-баллов вычисляются по приведенной выше формуле с использованием данных о среднестатистических показателях М и σ, полученных в результате рестандартизации методики.

Как уже было отмечено выше, разброс показателей в пределах от 30Т до 70Т определяет коридор нормы. Однако опыт показал, что распределение количественных показателей в данном тесте неравномерное и так называемая «гауссова кривая», отражающая закономерности этого распределения, носит характер «неправильной». Это проявляется отсутствием симметрии повышений-понижений пиков профиля в коридоре нормы. При наличии признаков заостренных свойств личности и иных отклонениях от нормы мы чаще наблюдаем повышение профиля. Понижение профиля, как правило, бывает количественно менее выражено и чаще оказывается связанным с установкой испытуемого лица на гипернормальные ответы — так называемые утопленные профили. Вся процедура обсчета данных требует аккуратности, точности и внимания. Лучше всего, когда у психолога есть возможность переложить эту рутинную работу на компьютер. Разработанные автором руководства совместно с программистами С. С. Кураповым и К. Г. Каниным компьютерные версии теста полностью освобождают психолога от всяких обсчетов. При этом интерпретирующая часть программы построена так, что даже начинающего психолога она застрахует от серьезных ошибок, поможет дать конкретные рекомендации разного плана в зависимости от сферы и задач использования методики, а также послужит надежным инструментом в научно-исследовательской работе.

Отсчет разброса показателей профиля СМИЛ идет от 50Т — «идеально-нормативного» среднего профиля, соответствующего теоретической усредненной норме (см. профильный лист в Приложении). В узком коридоре нормы (в пределах 46Т-55Т) колебания профиля трудно интерпретируемы, так как они не выявляют достаточно выраженных индивидуально-личностных свойств и характерны для полностью сбалансированной личности (если шкалы достоверности при этом не показывают выраженной установки на ложь (высокая шкала L) или коррекцию ответов (высокая шкала К). В коридоре нормы (от 30Т до 70Т) профилю нормы каждой тенденции противопоставлена противоположная по направленности «антитенденция», а чувства и поведение подчинены контролю сознания (или эмоции настолько умеренны, что минимальный контроль над ними оказывается вполне достаточным). Повышения, колеблющиеся в пределах 56Т-66Т, выявляют те ведущие тенденции, которые определяют характерологические особенности индивида. Более высокие показатели разных базисных шкал (67Т-75Т) выделяют те акцентуированные черты, которые временами затрудняют социально-психологическую адаптацию человека. Показатели выше 75Т свидетельствуют о нарушенной адаптации и об отклонении состояния индивида от нормального. Это могут быть психопатические черты характера, состояние стресса, вызванное экстремальной ситуацией, невротические расстройства и, наконец, психопатология, о наличии которой может судить только патопсихолог или психиатр по совокупности данных психодиагностического, экспериментально-психологического и клинического исследований.

Профильные листы взрослой и подростковой версий имеют количественные различия лишь в зависимости от пола испытуемого. Возрастные различия учитываются при анализе данных профиля, о чем говорится в разделе интерпретации. Очень важно, чтобы перед началом работы специалист убедился в том, что у него и сам опросник, и ключи, и профильные листы, и, наконец, интерпретационный подход принадлежат одному автору.

Как показывает опыт, методика в основном рассчитана на обследование взрослых лиц (от 16 до 80 лет) с образованием не ниже 6 класса средней школы, с сохранным интеллектом.

Анализ полученных результатов основан не на изучении смысла ответов испытуемого, а на статистической процедуре обсчета данных, в процессе которой выявляется количественная дисперсия разных вариантов ответов по отношению, с одной стороны, к средненормативной усредненности, а с другой, к патологической заостренности психологического фактора, содержащего в себе, по сути дела, ту или иную индивидуально-личностную тенденцию. Большинство утверждений звучит так, что испытуемый, отвечая, далеко не всегда представляет, каким образом это его охарактеризует, что значительно затрудняет стремление «улучшить» или «ухудшить» результаты обследования. На первый взгляд, методика позволяет обрисовать субъективную внутреннюю картину «Я» обследуемого лица. Реально же, благодаря отчасти проективному звучанию многих утверждении, в эксперименте выявляются и те психологические аспекты, которые не осознаются человеком или лишь частично поддаются контролю сознания. Поэтому лишь при статистически недостоверных данных профиль личности искажается настолько, что его нет смысла интерпретировать. В рамках же достоверных данных, даже при наличии тенденций, влияющих на усиление или сглаживание рисунка профиля, интерпретация отражает истинную картину личности. При этом возможна весьма дифференцированная градация степени выраженности разных личностных свойств в их сложном сочетании, когда принимаются во внимание не только высокие показатели, но и их соотношение с низкими показателями. В то же время отклонение от средненормативных показателей, более чем вдвое превышающее среднеквадратичную ошибку, выявляет избыточную степень выраженности той или иной личностной черты, выводя ее за пределы достаточно широкого (от 30Т до 70Т) коридора нормы. Такие данные, как уже говорилось, вовсе не обязательно свидетельствуют о патологии. Сложная жизненная ситуация, травмирующие психику события, физическое недомогание — все это может вызвать состояние временной дезадаптации.

Поэтому интерпретация полученных данных должна вестись в соответствии со всей имеющейся об испытуемом информации, не говоря уже о том, что для адекватного представления об испытуемом не мешает взглянуть на него самого. «Слепая» интерпретация может использоваться лишь в исследовательских целях, когда проверяется надежность методики, а также при крупномасштабных обследованиях, когда интерпретируется не личность отдельного человека, а некоторые обобщенные тенденции больших по численности групп.

2.4 Автобиография

«Автобиография» представляет собой анкету, направленную на выявление устойчивости гендерной роли. Анкета, разработана психологами и психиатрами Центра репродукции семьи для лиц, желающих сменить пол с помощью хирургической операции.

Анализ ответов ведется по следующим составляющим гендерной роли:

— восприятие себя

— отношение к одежде своего и другого пола

— характер дружеских отношений

— развитие сексуальных отношений

— направленность сексуального влечения

— характер сексуальных отношений

— представления о семейной жизни

— желание что-либо изменить

Психологами, психиатрами и сексологами отмечено, что люди с неустойчивостью гендерной роли воспринимают себя как лиц с неправильным полом, дружат обычно со сверстниками противоположного пола (до подросткового возраста). Сексуальное влечение направлено на лиц своего пола. При сексуальных играх они никогда полностью не обнажаются, т. к. не выносят вид своих половых органов и тем более стесняются их показывать другому. В первую очередь они желают поменять свой пол и добиваются этого с большой настойчивостью.

Испытуемому предлагается ответить на вопросы в свободной форме.

2.5 Вербальный фрустрационный тест

Вербальный фрустрационный тест ВФТ — это метод определения степени выраженности и направленности агрессии, кроме того, он также выявляет иерархию ценностей. Идея его разработки возникла у автора, Л. Н. Собчик, в связи с тем, что другие тесты, направленные на изучение агрессивности, в большинстве своем обнаружили однобокость и неэффективность, выраженную подверженность установочным реакциям и мотивационным искажениям.

Психологическое качество, называемое агрессивностью, часто является объектом изучения психолога. Феномен агрессивности толкуется весьма неоднозначно и находится в центре внимания, когда речь идет о противоправном, криминальном поведении; агрессию описывают также как импульсивные поведенческие акты незрелой личности (проблемы подросткового периода) или как реакции акцентуированной или психопатической личности по эксплозивному (взрывному), а также возбудимому типу. В психиатрии болезненные проявления в виде агрессивных действий оцениваются как клинический симптом. Агрессивное состояние может быть ситуативно обусловленной реакцией в виде ответа на агрессию со стороны другого человека. Агрессия может быть направлена не только вовне, но и на самого человека. Такая эмоциональная реакция расценивается как аутоагрессия: это и суицидальные тенденции у отчаявшегося человека и не спровоцированная внешним воздействием аутоагрессия, связанная с клинической депрессией или с иными иррациональными, необъяснимыми с точки зрения здравого смысла мотивами.

В то же время агрессивность в широком смысле можно также понимать как наступательность, настойчивость самореализующейся личности лидерского типа, то есть как черту, необходимую в структуре личностных свойств управленца, военачальника, предпринимателя, политика, командира экипажа, спортсмена. В этом случае агрессивность является продолжением стеничности, то есть такого личностного качества, как сильное «Я», противодействующего давлению среды, рутине и устоявшимся традициям, консерватизму окружения или вышестоящего начальства ради реализации своих конструктивных намерений или новаторских идей. Такого рода агрессия не является разрушительной и лишь отражает одно из личностных свойств. Провести разделительную линию между стеничной чертой характера и агрессивностью, которая при определенном стечении обстоятельств может проявиться как антисоциальный поступок, нелегко. Поэтому термин «агрессивность как ведущая тенденция» наиболее уместен, так как ведущая тенденция в качестве стержневой индивидуально-личностной характеристики включает в себя и врожденное свойство темперамента, и черту характера, и личностное свойство.

Особенности личности проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому психологи внимательно изучают реакции индивида в ситуации фрустрации. Рассматривая понятие «фрустрация» в рамках психодиагностического подхода и с точки зрения межличностного взаимодействия, мы имеем в виду ситуации, в которых окружающие индивида лица специально или нечаянно ущемляют его интересы, что приводит к блокировке значимых потребностей, или задевают его самолюбие, негативно воздействуя на самооценку. В ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется: 1) как реакции страха, тревоги, отказа от самореализации, может сопровождаться чувством вины, стремлением уйти от конфликта; 2) как наступательное, обвиняющее других, активное или даже агрессивное поведение, враждебные высказывания или действия; 3) как стремление подавить и те и другие реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта. Естественно, «выбор» типа реагирования в основном непроизвольный, но он в значительной степени зависит от базисных свойств личности.

В первую очередь следует обратиться к широко известному фрустрационному тесту Розенцвейга, стимульным материалом к которому являются сюжетные картинки. Проявившиеся на практике слабые стороны этой методики и послужили поводом для создания ВФТ. Методика С. Розенцвейга создана в 1944 году и занимает промежуточное место между ассоциативным вербальным тестом и Тематическим апперцептивным тестом Мюррея. Адаптация теста к отечественной популяции принадлежит Н. В. Тарабриной. Каждый контурный рисунок теста (их всего 24) отражает ситуацию незаконченного диалога, в котором одно действующее лицо высказывает в адрес другого человека то, что должно так или иначе вызвать фрустрацию. Реакция на ситуацию отражается в том произвольном ответе, который должен высказать от имени этого персонажа обследуемый человек. В зависимости от изображенных на картинках сюжетов они моделируют ситуации «препятствия» и «обвинения».

Каждый ответ испытуемого оценивается с точки зрения двух критериев: направленности и типа реакции. По направленности ответы делятся на три группы:

1. Экстрапунитивные (направленные вовне, на других людей или на окружающие объекты) в форме осуждения и требования к другим разрешить ситуацию.

2. Интропунитивные (направленные индивидом на самого себя) с чувством вины и стремлением взять на себя ответственность за исправление ситуации).

3. Импунитивные (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначимая, не связанная ни с чьей виной, предполагается, что она сможет исправиться сама собой).

Типы реакций различаются следующим образом:

 с фиксацией на препятствии;

 с фиксацией на самозащите, защите своего «Я»;

 с фиксацией на удовлетворении потребности.

С учетом этих шести категорий получается девять возможных сочетаний — девять факторов оценки реакции на фрустрацию и два дополнительных варианта с отрицанием собственной вины. Каждый учитываемый фактор оценивается в один балл. Оценки суммируются и вычисляются их процентные соотношения. Полученные количественные величины рассматриваются в качестве меры индивидуальной адаптации каждого конкретного обследуемого. Таким образом, фрустрационные реакции оцениваются параллельно по их направленности, интенсивности и содержательной стороне. Интересно отметить, что применение методики опытным психологом дает более широкое представление о личности обследуемого лица, поскольку помимо типа реагирования на фрустрацию она позволяет выявить степень эмоциональной зрелости, а также некоторые индивидуально-типологические особенности, что подтверждается данными других психодиагностических тестов.

Однако опыт использования данной методики обнаружил следующие ее слабые стороны: она в значительной мере подвержена влиянию установочных реакций (обследуемый в эксперименте может настолько хорошо контролировать себя, что истинная реакция на стресс не проявляется); она не дает дифференцированного подхода к разного рода фрустрациям в зависимости от степени значимости тех или иных ценностей в индивидуальной иерархии ценностей. Кроме того, не учитывается степень значимости того лица, от которого исходит фрустрирующее воздействие.

В своей разработке вербального фрустрационного теста (ВФТ) автор книги в первую очередь исходит из следующих посылок.

1. Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, то есть от ведущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную предиспозицию.

2. Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого лица, то есть от того, насколько значима для него та зона интересов, которая при этом оказалась задетой.

3. Сила этой реакции тем сильнее выражена, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо, поскольку непосредственные реакции проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее значимы; напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально контролирует свои высказывания и поступки, особенно агрессивные реакции.

Для учета и формализации данных обследования оказалось более удобным использовать вербальный тест, в котором процедура обследования включает в себя не только ответы-высказывания («Что бы я сказал?»), но и описание испытанных при этом чувств («Что бы я почувствовал?»), когда испытуемый пытается ответить на поставленные в эксперименте фрустрирующие его вопросы.

Фрустрирующие лица могут быть выбраны произвольно или адекватно заменены, так как независимо от их количества балл, полученный по агрессивности, делится на n (на их общее количество).

Фрустрируемые ценности: А — внешний вид, В — здоровье, С — характер, D — благополучие, Е — социальный статус, F — кругозор, G — нравственность. Усредненные оценки по каждому пункту опросника от 1 до 6 баллов интерпретируются таким образом: 1 балл — выраженная интрапунитивная реакция, избыточная аутоагрессия; 2 балла — интрапунитивная реакция, аутоагрессия; 3 балла — импунитивная реакция, сдержанность, высокий самоконтроль над агрессивными реакциями, 4 балла — умеренная экстрапунитивная реакция, стеничность и уверенность в себе, стремление отстоять свои позиции, 5 баллов — экстрапунитивная реакция, повышенная агрессивность, 6 баллов — выраженная экстрапунитивная реакция, избыточная агрессивность.

В каждой клеточке отражаются баллы агрессивности двух видов: по ответам «Сказал» слева (а) и по ответам «Почувствовал» справа (б). Полученные результаты интегрируются также по двум категориям: высказывания и чувства. Если оценки по суммарным баллам категории «Сказал» меньше, чем по категории «Почувствовал», то агрессивные эмоции контролируются рассудком. Если оценки по ответам обеих категорий одинаково повышены, то контроль над агрессивностью ослаблен. Если оценки ответов категории «Сказал» выше, то агрессивность носит гиперкомпенсаторный характер.

Оценки от 1 до 6 баллов интегрируются в суммарные по двум категориями высказывания и чувства. Таким образом, 5, 6 баллов — выраженная экстрапунитивная агрессия, 1, 2 балла — выраженная аутоагрессия.

Варианты возможных ответов

Высказывания или действия

Чувства

Оценка в баллах

Агрессивные действия в адрес обидчика. Резкие высказывания
Убью! Уничтожу! Стукну! Двину! Дам пощечину.

Ярость, злость, ненависть

Оценка и в том и в другом варианте — 6 баллов

Ругань, обвинения в адрес обидчика
Пошел ты…! Ах ты, дрянь! Сам дурак (дура)! На себя посмотри(те)! Не Ваше (не твое) дело!

Возмущение, гнев

5 баллов

Отрицание вины
Это не так! Неправда!! Ничего подобного! Не могу с этим согласиться

Раздражение, обида

4 балла

Стремление оправдаться или ссылка на обстоятельства, смягчающие вину:
Возможно это так, но иначе не получается. Да, но этому есть причины. Нехорошо, но — что поделаешь. Так вышло, но это — не моя вина.

Неловкость

3 балла

Признание вины:
Да, нескладно вышло. Приходится признать, что это — моя вина. Прошу извинить меня. Вы правы (ты прав).

Стыд, смущение

2 балла

Обвинения в свой адрес, выраженное чувство вины, самобичевание
Вечно у меня все хуже, чем у всех! Это — мой рок! Так мне и надо! Я виноват. Прости(те)!

Недовольство собой

1 балл

Данные исследования в баллах проставляются в соответствующих ячейках регистрационного листа (см. Регистрационный лист к тесту ВФТ), определяются сферы отношений, вызывающих у обследуемого наибольшую агрессию, а также наиболее фрустрированные ценности, что позволяет выстроить иерархию ценностей обследуемого лица. Затем: 1) баллы в вертикальных столбцах суммируются и делятся на количество фрустрирующих лиц, что позволит выявить усредненную оценку степени агрессивности по каждой ценностной категории; (2) баллы в горизонтальных строках суммируются и делятся на 7 (количество предъявленных ценностей), что поможет составить представление о наиболее напряженной потребности.

∑ — это сумма всех баллов по вертикали, деленная на число лиц, n, вызывающих фрустрацию у испытуемого своими высказываниями; лица выбираются произвольно в зависимости от ситуации и возраста испытуемого.

Максимальные баллы по пунктам А, В, С, D, E, F, G выявляют наиболее значимые ценности, фрустрация которых вызывает наиболее агрессивную реакцию.

Минимальные баллы по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 выявляют тех значимых других, в присутствии которых повышается самоконтроль.

Если (1+3+5+7+9) : n, то есть общее количество включенных в исследование значимых окружающих мужского пола — больше, чем (2+4+6+8+10): n, то есть общее количество значимых окружающих женского пола (или наоборот), то выявляется разница в проявленной агрессивности в контактах с противоположным полом. В частности, в первом случае (когда первая величина больше второй) выявляется более агрессивное отношение к мужчинам, а во втором — большая агрессия направлена на представительниц женского пола.

В целом преобладание ответов, оцениваемых в среднем на 3 или 4 балла, характерно для устойчивой нормы и хорошо контролируемой личности, при этом оценка «3» характерна для лиц с умеренно выраженными гипотимными, тормозимыми чертами. Преобладание оценок «4» более характерно для стеничных, активных, оптимистичных личностей. Агрессивность экстрапунитивная — 5 или 6 баллов — свойственна акцентуантам по гипертимному типу и агрессивным (эксплозивным, возбудимым, неустойчивым и импульсивным) личностям с плохим самоконтролем. Агрессивность, направленная на самого себя — 2 или даже 1 балл, — характерна для гипотимных акцентуаций, то есть лиц с тревожно-мнительными чертами, сензитивных, пессимистичных интровертов.

Низкая агрессивность, как правило, обнаруживается в той сфере межличностных отношений, которая свехзначима и способствует блокировке агрессии или усилению контроля рассудка, оттормаживающего негативные эмоциональные проявления.

Выраженная озабоченность контактами с противоположным полом проявляется значительным перевесом баллов агрессивности в отношении особ собственного пола в сравнении с реакциями на лиц противоположного пола. Максимальная агрессивность выявляется при фрустрации, направленной на наиболее значимые для обследуемого лица ценности. Если круг наиболее значимых контактов определяется наиболее низкими баллами, то максимальные баллы выявляются в наименее значимой сфере отношений. Для большинства это уличные контакты. Высокая агрессивность выявляется также в зоне наиболее неблагополучных контактов, в зоне конфликта.

Стандартизация данной методики обнаружила значимые количественные показатели выраженной агрессивности (Σ/n равняется 5 или 6 баллам) у эмоционально незрелых личностей: возбудимых, эмоционально лабильных, паранойяльных и эксплозивных. У сензитивных, интровертных, тревожных и индивидуалистичных личностей значимо чаще встречались самообвиняющие реакции (Σ/n составляет 1 или 2 балла).

Зона конфликта, выявляемая максимальными баллами, может быть семейной, производственной (или учебной), интимной (отношения между полами) или генерализованной — при выраженной аффективной неустойчивости. Практическое применение теста показало его надежность и меньшую подверженность мотивационным искажениям по сравнению с другими тестами, направленными на измерение агрессивности.

С разными аспектами агрессивности приходится встречаться и школьному психологу. Здесь чаще всего речь идет о поведенческой агрессивности, которая проявляется по разным мотивам. С одной стороны, это продолжение той самой личностной черты жесткости, наступательности и стремления к самоутверждению, свойственное в большей степени мальчикам. Агрессивность нередко носит подражательный характер, когда агрессия культивируется через средства массовой информации: телевидение, кино, детективные романы и пр. Агрессия может носить и защитный характер или быть проявлением защитной реакции на жесткие поступки других лиц, в том числе и на репрессивные меры, принимаемые в отношении ребенка в родительской семье. Агрессивность нередко носит компенсаторный характер в качестве гиперкомпенсации ранимой, впечатлительной личности, маскирующей псевдоагрессивными высказываниями реакции страха и неуверенности.

Далее…

Статьи этого психолога

 Ошибки женщин в отношениях с мужчинами. Ошика №3.. 31.03.09

 Ошибки женщин в отношениях с мужчинами. Ошика №2.. 02.03.09

 Завершение грудного вскармливания: психологическая и физиологическая безопасность матери и ребенка. 09.02.09

 Ошибки женщин в отношениях с мужчинами. 18.06.07

 Грудное вскармливание без проблем. 14.09.06

 Мифы о сексе. 14.12.04

 Разговоры в постели. 11.08.03

 Разговоры о сексе. 14.03.03

 Где мое удовлетворение?. 28.02.03

 Сказка про Золушку. 20.02.03

 Чего хотят женщины. 05.12.02

 Психологическая помощь заложникам и их близким. с Григорием Крамским, 24.10.02

 Послушная от колыбели до могилы. 14.08.02

Работы этого психолога

 Исследование по сексологии

Группы и семинары этого психолога

 СУКРА, женский тренинг

 Вкус Жизни, уникальный личностный тренинг



Вы можете воспользоваться услугой индивидуального консультирования у наших психологов

Хотите перейти от попыток к действию и от действий к результату? 6-7-го июля 2013 года в Москве вы сможете пройти наш уникальный тренинг Волшебный Пендель.

Прекрасный тренинг Вкус Жизни пройдет 19-21-го июля 2013 года в Москве.

© 1999-2003 Команда. Использование материалов с этого сайта только с разрешения собственника.
© 2003 Дизайн С. Чернышков

Rambler's Top100 hosted by .masterhost