Ирина
Ильинская
Письмо в редакцию газеты
Элитный персонал
«Порой я чувствую себя пришельцем с другой планеты, бунтарем-вольнодумцем в викторианском обществе. «Ничего себе, говорят знакомые, просто ли возмутителю общепринятых идей занять неплохое общественное положение, стать руководителем крупной фирмы?» Что касается фактического ряда, то тут они правы, в мире бизнеса меня ценят за деловые качества, умение чувствовать изменения рынка, быстро принимать ответственные решения, выполнять обязательства. Во многом мой успех определен хорошим образованием я окончил престижный вуз, проходил стажировку за границей, но
Иногда партнеры все же не могут простить мне так называемую «эксцентричность». Например, я совершенно не принимаю пресловутого бизнес-этикета в одежде. Считаю, что человек должен выглядеть так, как ему нравится: рубашка яркого цвета, отсутствие галстука и джинсы не признак неуважения к партнеру. В этой одежде мне просто приятнее работать.
Отношения с подчиненными тоже стали разлаживаться: на этапе формирования команды все были единым целым, и моя эксцентричность воспринималась как демократический стиль управления. Теперь фирма разрослась, и требуется более жесткая иерархия. Не скажу, что мне не хватает жесткости, просто, когда подчиненные видят, как я выхожу их трамвая, в то время как они подъезжают к офису на собственных иномарках, или появляюсь на работе в старых шортах, чувствую, как теряю уважение сотрудников. Неужели из-за этих предрассудков я должен менять свою сущность, неужели мне придется сидеть за столом красного дерева в костюме-футляре, просто потому что так кто-то решил?
Иван Д.»
Прокомментировать это письмо мы попросили руководителя психологического центра «Команда»
Григория Крамского.
Ответы с вопросительным знаком
На мой взгляд, эксцентричный человек имеет больше шансов завоевать «свое место под солнцем». Ведь речь идет не только о внешнем виде, но и о способе мышления. Именно поэтому мне бы хотелось задать несколько вопросов нашему герою.
Зачем ему нужен эпатаж и чего он хочет этим добиться?
В качестве примера могу привести одного крупного бизнесмена, который, являясь председателем совета директоров компании, приезжает на деловые встречи на старом «Москвиче-2141». Это можно расценивать как оригинальную особенность данной персоны. Однако партнеры предпринимателя неоднократно предлагают ему в качестве подарка автомобиль представительского класса. Неудивительно, что столь нестандартное поведение их раздражает. Но кто сказал, что это плохо? Раздражение способствует запоминанию, восприятию человека как неординарной личности. С такой репутацией в дальнейшем можно работать, развивать ее, и она принесет хорошие плоды.
Впрочем, в отдельных случаях подобный эпатаж доводит окружающих до «точки кипения», и человека просто начинают игнорировать. Надо понимать, что можно «задевать» стереотипы, но не стоит «дразнить» окружающих, тем более бизнес ведут в основном консервативные люди.
В связи с этим хочу привести пример удачного сочетания нетривиального подхода к одежде и умения приспосабливаться к среде.
Менеджеры и руководители одной из популярнейших в Москве арт-студий позволяют себе абсолютно демократичный стиль одежды. Когда же они едут на переговоры с крупными заказчикам, например, из банковского сектора, то выбирают отнюдь не эксцентричные, а скорее деловые вещи, хотя и не совсем классического покроя, используют аксессуары такого же рода. Нестандартность костюма может проявляться, например, в отсутствии пиджака. При этом обязательно продуманное и стильное сочетание элегантного галстука и дорогой рубашки.
Важно осознавать, что смысл поведения заключается в той реакции, которую оно вызывает. Если руководитель надеется на адекватную обратную связь, он не будет совершать шокирующие поступки. Если цель противоположная, можно позволить себе эпатаж.
В какой стране хочет жить наш герой?
В Лос-Анджелесе к нему бы отнеслись лояльно, приди он на работу в шортах. Но даже там есть сферы (банковская, страховая, военно-промышленный комплекс), в которых такая «форма» неприемлема. И нашего героя обязательно попросят переодеться. Так что для начала стоит выбрать среду, и подумать:
Так ли необходимо быть действующим руководителем?
Владелец бизнеса может нанять исполнительного директора и быть сколь угодно эксцентричным. При этом, вполне приемлемо сохранять за собой функции председателя совета директоров или акционеров, периодически подавая идеи для топ-менеджеров, корректируя стратегию развития. Но если наш герой является еще и реальным управляющим компании, которая имеет свое лицо на рынке, необходимо отвечать ожиданиям последнего.
Устраивать революцию на рынке очень сложно и нецелесообразно. Есть люди, которые могут изменить отношение к имиджу. Но не стоит забывать, что идущие в авангарде сгорают, а выигрывают те, кто остается в тылу. Кстати, если бы в компании автора письма существовал корпоративный стиль, подчиненные спокойно относились бы к его нестандартности. Кстати, в психологии бизнеса есть теория о том, что малые и средние компании часто являются отражением подсознательного своего руководителя. Если начальник эксцентричен, а компания не приветствует его манеру поведения, это дает повод думать, что у босса колоссальный конфликт с самим собой. Очень часто это бывает, когда неординарное поведение надумано самой личностью.
На самом деле, при изрядной доле проницательности, можно заметить несоответствие внешнего и внутреннего содержания человека, отсутствие целостности образа. Например, в похожих ситуациях он ведет себя по-разному, противореча собственным регламентируемым принципам. Если человек говорит «я не ношу дорогих часов», и при этом ездит на авто представительского класса, это может быть первым звеном в цепочке несоответствий между реальным и придуманным образом. Конечно, нельзя по одному признаку выносить окончательное решение о ком бы то ни было. Чем больше «материала» для оценки, тем легче понять, что на самом деле представляет собой личность. Порой случается так, что человек и сам не замечает собственного лицемерия. Просто однажды он выбрал такую модель поведения (или скопировал ее) и продолжает действовать в несвойственном для него направлении.
Логика эпатажа
У меня есть несколько клиентов, которых можно отнести к категории эксцентричных руководителей. Для этих людей данная манера является продолжением их сущности. Они далеко не всегда придерживаются бизнес-стиля в одежде и поведении.
Глава небольшой страховой брокерской компании очень увлекается кино, сам снимает художественные фильмы. Во многом это определено и тем, что он некоторое время учился на актерском факультете. Этот человек ходит в стильной, модной, дорогой, но абсолютно неформальной одежде. Но если он едет на встречу со своими партнерами, скажем, в крупную западную страховую компанию, он предпочитает деловой стиль одежды.
Этот пример приведен в ответ на вопрос: что делать, как найти золотую середину?
Другой клиент, возглавляющий крупнейшую на рынке систем безопасности компанию, ходит в кожаных брюках, джинсовой рубашке. Его легче представить мчащимся по ночному городу на мотоцикле, чем возглавляющим крупные заседания по ведущим строительным проектам Москвы. Но при этом он действительно занимается серьезным и ответственным делом, руководит отличными профессионалами. На вопрос о причинах выбора своего стиля, он отвечает, что на строительной площадке ему легче работать в простой одежде.
На самом деле, это отговорка, потому что в действительности ему просто нравятся джинсы и кожа. Он обладает достаточными средствами, чтобы купить любую вещь, но при этом ему нравится носить удобные ботинки, не задумываясь, насколько они дороги. Эту позицию можно условно обозначить так «принимайте меня таким, какой я есть».
Я вспоминаю вице-президента очень крупного московского банка, которого нередко можно увидеть на дороге на мотоцикле и в цепях. Вне офиса он байкер. Во время его «мотопробегов» за ним едут два джипа с охраной, и секьюрити вынуждены объяснять абонентам по мобильному телефону о невозможности связаться с их шефом, так как «он обгоняет на сто метров». Но на совет директоров банка этот человек придет в костюме.
При общении с деловыми партнерами высокого уровня, соблюдение бизнес-этикета обязательно. Безусловно, для каждого правила есть исключения. Скажем, можно увидеть крупного бизнесмена в костюме, но без галстука или в джемпере. Послабления в стиле деловой одежды можно заметить даже в большом бизнесе, но в малом они идут гораздо быстрее. В том числе они касаются и стиля жизни, упоминание о котором есть в письме читателя. Безусловно, если руководитель приезжает в офис на трамвае, а рядовые сотрудники на дорогих иномарках, возникает некоторый диссонанс их взаимодействия. Что касается потери авторитета среди подчиненных, о которой упоминает автор письма, то чаще всего этому способствуют не эксцентричные, а некомпетентные, нелогичные поступки руководителя. Иногда элементы «шутовства» приобретают такие масштабы, что начинает страдать бизнес.
Например, руководитель одной очень крупной компании заставлял сотрудников раз в неделю пробегать кросс с препятствиями. Если начальник отдела маркетинга, например, не справлялся с заданием
его увольняли.
Здесь мы сталкиваемся с «нестандартностью» более сложного характера, к тому же совсем «небезобидной». Эта организация не раз пыталась привлечь целый ряд тренинговых компаний для работы с персоналом, а также всех ведущих специалистов по управлению человеческими ресурсами. Однако никто из них не смог (или не захотел) выступить в качестве поставщика услуг. Первичный интерес к нетривиальности задачи и заманчивому денежному предложению вытеснялся осознанием того, что в основе фирмы есть некий изъян, руководство осуществляется неверно. Результат для организации был самым плачевным: частая смена менеджерского состава, резкое снижение темпов развития. Срывы работ с поставщиками, торговой сетью, конфликты с сотрудниками происходили не по причине их непрофессионализма, а из-за невозможности изменить внутреннюю политику компании, которая была обусловлена неадекватной эксцентричностью руководителя.
Эксцентричность топ-менеджера не должна вредить персоналу и бизнесу в целом. Если же ситуация складывается именно так, значит руководитель не просто эксцентрик, а странная личность, поступки которой невозможно понять. На самом деле, сочетать легкий эпатаж с ответственностью за свое дело вполне реально.
Руководитель одной очень солидной и влиятельной английской компании весьма эксцентричен. При этом он очень полезен своему делу, сотрудникам, его «эпатаж» не выходит за рамки общего стиля компании. Недавний поступок босса покупка острова в Австралии для экстремального отдыха своих сотрудников вполне понятен.
Если подводить итог этим размышлениям, то хочется заметить, что несмотря на самые неординарные поступки, руководитель должен помнить: главное это успех бизнеса. Человеческий фактор чрезвычайно важен, с точки зрения реализации бизнеса он стоит на одном уровне с идеей и финансовыми активами, но все упомянутые ресурсы должны работать только на конечный результат.
|