Психологический центр «Команда» Психологический центр «Команда»
Rambler's Top100
О нас
Услуги
Статьи
Ссылки

www.komanda.ru :: Статьи :: Григорий Крамской :: Интервью для газеты Элитный персонал

Григорий Крамской

Любимым делом является работа с людьми. Индивидуальная, групповая — разная.

Одним из приоритетов в психологии на сегодня для меня является такое понятие как бизнес-психология. Активно занимаюсь разработкой и проведением тренингов в этом направлении, занимаюсь бизнес-консультированием.

Частные консультации.

Основные темы консультаций — в личных консультациях: проблемы во взаимоотношениях, сложности с принятием нужного решения, карьерный и личностный рост.

Бизнес.

В работе с бизнес задачами областью специализации является построение целостных систем управления эффективностью работы персонала в компаниях, систем развития персонала, работы с корпоративной культурой от оценки до внедрения и многое другое. Проведение мероприятий разной степени сложности. Коучинг.

Ведущий консультант в ЭКОПСИ Консалтинг.

Связаться можно по электронной почте — grigory@kramskoy.ru или по телефону 8 (916) 679-22-86

Эксцентричный руководитель

Ирина Ильинская

Письмо в редакцию газеты Элитный персонал

«Порой я чувствую себя пришельцем с другой планеты, бунтарем-вольнодумцем в викторианском обществе. «Ничего себе, — говорят знакомые, — просто ли возмутителю общепринятых идей занять неплохое общественное положение, стать руководителем крупной фирмы?» Что касается фактического ряда, то тут они правы, в мире бизнеса меня ценят за деловые качества, умение чувствовать изменения рынка, быстро принимать ответственные решения, выполнять обязательства. Во многом мой успех определен хорошим образованием — я окончил престижный вуз, проходил стажировку за границей, но… Иногда партнеры все же не могут простить мне так называемую «эксцентричность». Например, я совершенно не принимаю пресловутого бизнес-этикета в одежде. Считаю, что человек должен выглядеть так, как ему нравится: рубашка яркого цвета, отсутствие галстука и джинсы — не признак неуважения к партнеру. В этой одежде мне просто приятнее работать.

Отношения с подчиненными тоже стали разлаживаться: на этапе формирования команды все были единым целым, и моя эксцентричность воспринималась как демократический стиль управления. Теперь фирма разрослась, и требуется более жесткая иерархия. Не скажу, что мне не хватает жесткости, просто, когда подчиненные видят, как я выхожу их трамвая, в то время как они подъезжают к офису на собственных иномарках, или появляюсь на работе в старых шортах, чувствую, как теряю уважение сотрудников. Неужели из-за этих предрассудков я должен менять свою сущность, неужели мне придется сидеть за столом красного дерева в костюме-футляре, просто потому что так кто-то решил?

Иван Д.»

Прокомментировать это письмо мы попросили руководителя психологического центра «Команда» Григория Крамского.

Ответы с вопросительным знаком

На мой взгляд, эксцентричный человек имеет больше шансов завоевать «свое место под солнцем». Ведь речь идет не только о внешнем виде, но и о способе мышления. Именно поэтому мне бы хотелось задать несколько вопросов нашему герою.

Зачем ему нужен эпатаж и чего он хочет этим добиться?

В качестве примера могу привести одного крупного бизнесмена, который, являясь председателем совета директоров компании, приезжает на деловые встречи на старом «Москвиче-2141». Это можно расценивать как оригинальную особенность данной персоны. Однако партнеры предпринимателя неоднократно предлагают ему в качестве подарка автомобиль представительского класса. Неудивительно, что столь нестандартное поведение их раздражает. Но кто сказал, что это плохо? Раздражение способствует запоминанию, восприятию человека как неординарной личности. С такой репутацией в дальнейшем можно работать, развивать ее, и она принесет хорошие плоды.

Впрочем, в отдельных случаях подобный эпатаж доводит окружающих до «точки кипения», и человека просто начинают игнорировать. Надо понимать, что можно «задевать» стереотипы, но не стоит «дразнить» окружающих, тем более бизнес ведут в основном консервативные люди.

В связи с этим хочу привести пример удачного сочетания нетривиального подхода к одежде и умения приспосабливаться к среде.

Менеджеры и руководители одной из популярнейших в Москве арт-студий позволяют себе абсолютно демократичный стиль одежды. Когда же они едут на переговоры с крупными заказчикам, например, из банковского сектора, то выбирают отнюдь не эксцентричные, а скорее деловые вещи, хотя и не совсем классического покроя, используют аксессуары такого же рода. Нестандартность костюма может проявляться, например, в отсутствии пиджака. При этом обязательно продуманное и стильное сочетание элегантного галстука и дорогой рубашки.

Важно осознавать, что смысл поведения заключается в той реакции, которую оно вызывает. Если руководитель надеется на адекватную обратную связь, он не будет совершать шокирующие поступки. Если цель противоположная, можно позволить себе эпатаж.

В какой стране хочет жить наш герой?

В Лос-Анджелесе к нему бы отнеслись лояльно, приди он на работу в шортах. Но даже там есть сферы (банковская, страховая, военно-промышленный комплекс), в которых такая «форма» неприемлема. И нашего героя обязательно попросят переодеться. Так что для начала стоит выбрать среду, и подумать:

Так ли необходимо быть действующим руководителем?

Владелец бизнеса может нанять исполнительного директора и быть сколь угодно эксцентричным. При этом, вполне приемлемо сохранять за собой функции председателя совета директоров или акционеров, периодически подавая идеи для топ-менеджеров, корректируя стратегию развития. Но если наш герой является еще и реальным управляющим компании, которая имеет свое лицо на рынке, необходимо отвечать ожиданиям последнего.

Устраивать революцию на рынке — очень сложно и нецелесообразно. Есть люди, которые могут изменить отношение к имиджу. Но не стоит забывать, что идущие в авангарде сгорают, а выигрывают те, кто остается в тылу. Кстати, если бы в компании автора письма существовал корпоративный стиль, подчиненные спокойно относились бы к его нестандартности. Кстати, в психологии бизнеса есть теория о том, что малые и средние компании часто являются отражением подсознательного своего руководителя. Если начальник эксцентричен, а компания не приветствует его манеру поведения, это дает повод думать, что у босса колоссальный конфликт с самим собой. Очень часто это бывает, когда неординарное поведение надумано самой личностью.

На самом деле, при изрядной доле проницательности, можно заметить несоответствие внешнего и внутреннего содержания человека, отсутствие целостности образа. Например, в похожих ситуациях он ведет себя по-разному, противореча собственным регламентируемым принципам. Если человек говорит «я не ношу дорогих часов», и при этом ездит на авто представительского класса, это может быть первым звеном в цепочке несоответствий между реальным и придуманным образом. Конечно, нельзя по одному признаку выносить окончательное решение о ком бы то ни было. Чем больше «материала» для оценки, тем легче понять, что на самом деле представляет собой личность. Порой случается так, что человек и сам не замечает собственного лицемерия. Просто однажды он выбрал такую модель поведения (или скопировал ее) и продолжает действовать в несвойственном для него направлении.

Логика эпатажа

У меня есть несколько клиентов, которых можно отнести к категории эксцентричных руководителей. Для этих людей данная манера является продолжением их сущности. Они далеко не всегда придерживаются бизнес-стиля в одежде и поведении.

Глава небольшой страховой брокерской компании очень увлекается кино, сам снимает художественные фильмы. Во многом это определено и тем, что он некоторое время учился на актерском факультете. Этот человек ходит в стильной, модной, дорогой, но абсолютно неформальной одежде. Но если он едет на встречу со своими партнерами, скажем, в крупную западную страховую компанию, он предпочитает деловой стиль одежды.

Этот пример приведен в ответ на вопрос: что делать, как найти золотую середину? Другой клиент, возглавляющий крупнейшую на рынке систем безопасности компанию, ходит в кожаных брюках, джинсовой рубашке. Его легче представить мчащимся по ночному городу на мотоцикле, чем возглавляющим крупные заседания по ведущим строительным проектам Москвы. Но при этом он действительно занимается серьезным и ответственным делом, руководит отличными профессионалами. На вопрос о причинах выбора своего стиля, он отвечает, что на строительной площадке ему легче работать в простой одежде.

На самом деле, это отговорка, потому что в действительности ему просто нравятся джинсы и кожа. Он обладает достаточными средствами, чтобы купить любую вещь, но при этом ему нравится носить удобные ботинки, не задумываясь, насколько они дороги. Эту позицию можно условно обозначить так — «принимайте меня таким, какой я есть».

Я вспоминаю вице-президента очень крупного московского банка, которого нередко можно увидеть на дороге на мотоцикле и в цепях. Вне офиса он — байкер. Во время его «мотопробегов» за ним едут два джипа с охраной, и секьюрити вынуждены объяснять абонентам по мобильному телефону о невозможности связаться с их шефом, так как «он обгоняет на сто метров». Но на совет директоров банка этот человек придет в костюме.

При общении с деловыми партнерами высокого уровня, соблюдение бизнес-этикета обязательно. Безусловно, для каждого правила есть исключения. Скажем, можно увидеть крупного бизнесмена в костюме, но без галстука или в джемпере. Послабления в стиле деловой одежды можно заметить даже в большом бизнесе, но в малом они идут гораздо быстрее. В том числе они касаются и стиля жизни, упоминание о котором есть в письме читателя. Безусловно, если руководитель приезжает в офис на трамвае, а рядовые сотрудники — на дорогих иномарках, возникает некоторый диссонанс их взаимодействия. Что касается потери авторитета среди подчиненных, о которой упоминает автор письма, то чаще всего этому способствуют не эксцентричные, а некомпетентные, нелогичные поступки руководителя. Иногда элементы «шутовства» приобретают такие масштабы, что начинает страдать бизнес.

Например, руководитель одной очень крупной компании заставлял сотрудников раз в неделю пробегать кросс с препятствиями. Если начальник отдела маркетинга, например, не справлялся с заданием… его увольняли.

Здесь мы сталкиваемся с «нестандартностью» более сложного характера, к тому же совсем «небезобидной». Эта организация не раз пыталась привлечь целый ряд тренинговых компаний для работы с персоналом, а также всех ведущих специалистов по управлению человеческими ресурсами. Однако никто из них не смог (или не захотел) выступить в качестве поставщика услуг. Первичный интерес к нетривиальности задачи и заманчивому денежному предложению вытеснялся осознанием того, что в основе фирмы есть некий изъян, руководство осуществляется неверно. Результат для организации был самым плачевным: частая смена менеджерского состава, резкое снижение темпов развития. Срывы работ с поставщиками, торговой сетью, конфликты с сотрудниками происходили не по причине их непрофессионализма, а из-за невозможности изменить внутреннюю политику компании, которая была обусловлена неадекватной эксцентричностью руководителя.

Эксцентричность топ-менеджера не должна вредить персоналу и бизнесу в целом. Если же ситуация складывается именно так, значит руководитель не просто эксцентрик, а странная личность, поступки которой невозможно понять. На самом деле, сочетать легкий эпатаж с ответственностью за свое дело вполне реально.

Руководитель одной очень солидной и влиятельной английской компании весьма эксцентричен. При этом он очень полезен своему делу, сотрудникам, его «эпатаж» не выходит за рамки общего стиля компании. Недавний поступок босса — покупка острова в Австралии для экстремального отдыха своих сотрудников — вполне понятен.

Если подводить итог этим размышлениям, то хочется заметить, что несмотря на самые неординарные поступки, руководитель должен помнить: главное — это успех бизнеса. Человеческий фактор чрезвычайно важен, с точки зрения реализации бизнеса он стоит на одном уровне с идеей и финансовыми активами, но все упомянутые ресурсы должны работать только на конечный результат.

Некоторые статьи этого психолога

 Прозрачный бизнес.

 Борьба за самого себя. Интервью для газеты Элитный персонал

 Мотивация персонала на селе Интервью для журнала Молоко&Корма менеджмент

 Нужна ли удача в карьере? Интервью для газеты Элитный персонал

 «Фальшивые ноты» бизнес-культуры Интервью для газеты Элитный персонал

 Эксцентричный руководитель Интервью для газеты Элитный персонал

 Беседы по индивидуальному консультированию. Выдержки. 10-20.02.03

 Психологическая помощь заложникам и их близким. с Натальей Пыжовой, 24.10.02

 О тренинге Вкус Жизни Интервью с Григорием Крамским

Группы и семинары этого психолога

 Вкус Жизни, уникальный личностный тренинг



Вы можете воспользоваться услугой индивидуального консультирования у наших психологов

Хотите перейти от попыток к действию и от действий к результату? 6-7-го июля 2013 года в Москве вы сможете пройти наш уникальный тренинг Волшебный Пендель.

Прекрасный тренинг Вкус Жизни пройдет 19-21-го июля 2013 года в Москве.

© 1999-2003 Команда. Использование материалов с этого сайта только с разрешения собственника.
© 2003 Дизайн С. Чернышков

Rambler's Top100 hosted by .masterhost